«Чтобы выглядеть лучше других, ты должен раньше других научиться многому такому, что они не умеют. Причем делать это ты должен в совершенстве».
«Если ты не соответствуешь нашим требованиям, то ты ничтожество».
«Если ты не соответствуешь нашим ожиданиям, ты расстраиваешь нас, и ты недостоин нашей любви».
«Не высовывайся, чтобы над тобой не смеялись. Ты не достоин уважительного отношения, ты ничтожество».
Выводы ребенка:
«Раз я не могу выполнять то, что они от меня требуют, значит, я неполноценный».
«Любят только умных, умелых, успешных людей».
«Мне очень нужна любовь, но я ее недостоин».
«Мне очень нужна любовь, и я постараюсь, по крайней мере, поменьше раздражать родителей. Для этого я буду милым и предупредительным. И я постараюсь предупреждать их заранее о возможности моих неудач, чтобы они меньше сердились».
«Чем реже я что-либо делаю, тем меньше на меня сердятся. По этому нужно поменьше проявлять инициативу и свести все дела к минимуму».
«Нужно тщательно следить, чтобы мои успехи не были слишком заметными. Все равно, это — дело случая. Но потом я обязательно еще больше разочарую родителей. Меня еще меньше будут любить».
Результаты:
Эгоцентризм («зацикленность» на себе).
Неуверенность в себе. Застенчивость.
Высокий уровень требований к себе.
Стремление привлечь симпатию окружающих посредством жалости к себе.
Постоянное чувство вины и стыда.
Страх неудачи.
Страх успеха.
Обидчивость.
Тайная мстительность.
Болезненное восприятие критики.
Избегание конфликтных ситуаций, даже в ущерб себе.
Невозможность выразить свое мнение, постоять за себя.
Хроническая неудовлетворенность жизнью.
Стремление передать ответственность за важные решения и свою судьбу другим людям.
Склонность выбирать доминирующих партнеров, руководящих его жизнью.
Склонность выбирать критикующих и унижающих его партнеров (выполняется модель родительской семьи).